Учебная программа INTMULT

ВВЕДЕНИЕ В OBJECT PASCAL

В описываемой ниже программе пользователь вводит два целых числа, а программа вычисляет и показывает их произведение. В этой программе мы также познакомимся с преобразованием типов. На рис. 5.5. показан вид окна работающей программы.[В версии Delphi 1 тип Integer занимает 2 байта и содержит число в диапазоне от -32 768 до +32 767.]

 

Рис. 5.5. Окно программы IntMult

Прежде всего обсудим две проблемы, связанные с реализацией программы:

  1. как известить программу о вводе каждого из операндов;
  2. что будет, если пользователь подготовит неверную запись целого числа (например “12.3”).

Суть первой проблемы состоит в том, что подготовленная нами учебная форма fmExampie имеет только одну строку ввода edinput и одну кнопку bbRun (кнопка bbClose используется для прекращения работы программы и эту ее функциональность не следует изменять). Мы могли бы написать программу, которая вводит строку типа

2*3

и после анализа строки выводит результат. Однако логика анализа существенно перегрузит программу и потребует использования в ней средств, с которыми мы пока не знакомы. Значительно проще вставить в форму еще одну кнопку. Тогда щелчок по первой кнопке будет сигналом о том, что в строке ввода подготовлен первый операнд, а щелчок по второй - что готов второй операнд и можно вычислять результат. В этом варианте следует предусмотреть случай, когда щелчок по второй кнопке будет предшествовать щелчку по первой и программа будет вычислять выражение с неопределенным первым операндом. Решение этой дополнительной проблемы состоит в том, чтобы сделать вторую кнопку недоступной или даже невидимой до тех пор, пока не будет введен первый операнд.

Подводя итог, я предлагаю поместить на форму fmExample новую кнопку BitBtn (страница Additional галереи компонентов) так, чтобы она полностью закрыла собой имеющуюся кнопку bbRun, назвать новую кнопку bbResuit (свойство Name), установить для нее сорт (свойство Kind) bkOK и сделать ее временно невидимой (поместить в свойство visible значение False). После такой подготовки в момент начала работы новая кнопка не будет видна и не помешает пользователю щелкнуть по кнопке bbRun. В обработчике события bbRun-click следует спрятать кнопку bbRun и показать кнопку bbResuit, чтобы пользователь смог подтвердить ввод второго операнда. Сделайте необходимые изменения формы для нового проекта, а я пока перейду к обсуждению второй проблемы.

Суть второй проблемы заключается в том, что пользователь может случайно или преднамеренно ввести строку, которая не содержит правильного представления целого числа. Преобразование такой строки к целому числу может привести к аварийному завершению работы программы. Существует множество способов решения этой проблемы, я предлагаю наиболее простой: заменить обычный однострочный редактор edinput на специализированный, способный контролировать ввод пользователя. Удалите из формы редактор edinput (щелкните по нему мышкой и нажмите клавишу Delete) и поместите на его место компонент MaskEdit (страница Additional). Дайте ему прежнее имя edinput (свойство Name) и раскройте диалоговое окно свойства EditMask (рис. 5.6). Это свойство указывает маску компонента, т. е. определяет, какие символы и в какой последовательности может набирать пользователь в окне ввода.

Рис. 5.6. Окно определения маски компонента MaskEdit

В строке Input Mask введите

#99999999;1;

В окошке Character for Blanks вместо умалчиваемого символа-заполнителя “_” укажите пробел и закройте окно кнопкой ок. Сформированная нами маска заставит компонент автоматически контролировать ввод пользователя и отвергать любые символы, кроме знаков + или - в первой позиции (элемент маски “#”) и цифр (элементы “9”).

Теперь все готово к кодированию программы.

Дважды щелкните по кнопке bbResuit и введите такой код для обработчика события OnClick этой кнопки:

procedure TfniExample.bbResultClick( Sender: TObject) ;

// Обработка ввода 2-го операнда

begin // Преобразуем текст из edinput в целое число:

Y := StrToInt(Trim(edinput.Text));

// Сообщаем в Memo о вводе 2-го операнда:

mmOutput.Lines.Add('2-й операнд:'+edInput.Text);

// Вычисляем и показываем результат:

mmOutput.Lines.Add('Результат: '+ IntToStr(X)+' * '+IntToStr(Y)+' = '+IntToStr(X*Y));

edinput.Text := ''; // Очищаем ввод

edinput. SetFocus;

// и возвращаем ему фокус

IbOutput.Caption := 'Введите 1-й операнд; bbResuit.Hide;

// Прячем кнопку

bbResuit bbRun.Show;

// и показываем bbRun

end;

Для ввода обработчика события onciick кнопки bbRun нужно сначала с помощью списка выбора в верхней части окна Инспектора объектов отыскать и выбрать компонент bbRun (напомню, он полностью закрыт кнопкой bbResuit), затем дважды щелкнуть в правом столбце строки onciick на странице Events и ввести такой код:

procedure TfmExample.bbRunClick(Sender: TObject);

// Обработка ввода 1-го операнда

begin

// Преобразуем текст из edinput в целое число

Х := StrToInt(Trim(edinput.Text));

// Сообщаем в Memo о вводе 1-го операнда

mmOutput.Lines.Add('1-й операнд: '+edInput.Text);

edinput.Text := ''; // Очищаем ввод

edInput.SetFocus;// и возвращаем ему фокус

IbOutput.Caption := 'Введите 2-й операнд:';

bbResult.Show; // Показываем кнопку bbResult

bbRun.Hide; // и прячем bbRun

end;

Осталось передать фокус ввода компоненту edinput в момент старта программы и определить переменные х и y для хранения операндов. Разыщите в самом начале окна кода программы описание класса TfmExample и отредактируйте его следующим образом:

private

{ Private declarations } X,Y: Integer;.

Затем с помощью списка выбора в окне Инспектора объектов выберите форму fmExampie и после двойного щелчка на строке опАс-tivate страницы Events введите такой обработчик события:

procedure TfmExample.FormActivate(Sender: TObject);

// Подготовка к началу работы

begin

edInput.SetFocus; // Передаем фокус ввода редактору edinput

IbOutput.Caption := 'Введите 1-й операнд:';

end;

Комментарий к программе

С помощью строк

private

{ Private declarations }

X,Y: Integer;

мы определили в классе TfmExample две целочисленные переменные Х и Y, которые после этого стали доступны любым методам этого класса, в том числе обработчикам событий OnClick. Такого рода переменные (их называют полями класса) облегчают взаимодействие методов друг с другом. В нашем случае необходимость в них возникла по той причине, что первый операнд (переменная X) вводится в одном методе (bbRunciick), а используется в другом

(bbResultClick).

Оба обработчика событий onciick содержат почти одинаковые операторы. В начале каждого из них стоит оператор присваивания, в правой части которого содержится выражение

StrToInt(Trim(edinput.Text))

Это выражение состоит из вызова стандартных для Object Pascal функций: сначала вызывается функция Trim , которая возвращает строку-аргумент (в нашем случае edinput.Text) без обрамляющих ее (т. е. ведущих и ведомых) пробелов9; затем с помощью вызова StrToint строка символов преобразуется к целому числу.

Функция преобразования StrToint очень чувствительна к возможным ошибкам символьного представления целого числа. Большая часть возможных ошибок в нашей программе блокируется фильтрующими возможностями редактора MaskEdit и функцией Trim. Программа аварийно завершится, если при щелчке по кнопкам bbRun или bbResuit редактор не содержит текста. Чтобы избежать этого, перед вызовом StrToint вставьте

if edinput.Text =''' then Exit;

Этот оператор прекращает дальнейшую работу обработчика в случае, если в окне ввода компонента edinput нет текста.

Методы Show и Hide компонентов-кнопок соответственно показывают или прячут компонент. Спрятанный компонент никак не участвует во взаимодействии с пользователем.



Опубликовал admin
4 Сен, Четверг 2003г.



Программирование для чайников.