Пишем программу для пересылки файлов через сокеты

Начинающие программисты (и я сам, когда начинал учить Delphi), задаются вопросом: как же передать файл через сокеты, если кроме этого файла через сокет передаётся ещё куча информации !? Вроде бы проблема не такая уж и сложная, но всё же не из лёгких... После долгих поисков в интернете, я так и не нашёл ни одной полезной статьи по этой теме. Вот я и решил исправить этот недостаток, и в этой статье я постараюсь помочь решить эту проблему...

Напишем программу, которая сможет передавать файлы через сокеты (клиент и сервер), и кроме этого другие команды, например какое-нибудь сообщение ! Клиент будет принимать файлы или команды, а сервер - отсылать. Если же клиент будет всё подряд записывать в буфер, то кроме файла, в нём будут и команды, а нам нужно сделать так, чтоб файлы и команды не в коем случае не сливались ! Ещё нужно учитывать, что если файл большой, то при пересылке, он разрежется на несколько пакетов, то есть файл перешлётся не в одном пакете, а в нескольких, и событие OnClientRead будет вызываться несколько раз... В этом и заключается основная проблема передачи !

Чтоб можно было отделить команды от файла, сначала пошлём клиенту примерно такую строку: "file#file.txt#16", то есть: команда + разделитель + имя файла + разделитель + размер файла.
При получении данной команды, клиент перейдёт в режим приёма файла и всё подряд будет записывать в буфер, до тех пор пока размер файла не будет равен размеру принятых данных. Таким образом клиент отделит команды от файла !

И так приступим к написанию кода:
Начнём с сервера (он будет посылать файл):

Разместите на форму следующие компоненты: TServerSocket, TButton, TEdit, TProgressBar и TStatiusBar. Расположите их как показанно на рисунке.
Установите у компонента TServerSocket, порт (port): 1001.
Установите у компонента TStatusBar, переменную SimplePanel в true.
В строке , вводится название файла для передачи, кнопка TButton, используется для передачи файла.

Сначала добавим буфер для файла в глобальные переменные:

...

var
  Form1: TForm1;
  MS: TMemoryStream; // Буфер для файла

Теперь сделаем, чтоб при создании формы, открывался сокет:

procedure TForm1.FormCreate(Sender: TObject);
begin
  ServerSocket1.Open; // Открываем сокет
end;

При завершении приложения, нужно не забыть закрыть сокет:

procedure TForm1.FormDestroy(Sender: TObject);
begin
  ServerSocket1.Close; // Закрываем сокет
end;

При нажатии на кнопку посылаем файл:

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject); // Передаём файл
var
  Size: integer;
  P: ^Byte;
begin
  MS := TMemoryStream.Create; // Создаём буфер для файла
  MS.LoadFromFile(Edit1.Text); // Загружаем файл в буфер
  // Посылаем информацию о файл (команда # название # размер)
  ServerSocket1.Socket.Connections[0].SendText('file#'+Edit1.Text+'#'+IntToStr(MS.Size)+'#');
  MS.Position := 0; // Переводим каретку в начало файла
  P := MS.Memory; // Загружаем в переменную "P" файл
  Size := ServerSocket1.Socket.Connections[0].SendBuf(P^, MS.Size); // Посылаем файл
  // Выводим прогресс
  ProgressBar1.Position := Size*100 div MS.Size;
  StatusBar1.SimpleText := 'Отправлено '+IntToStr(Size)+' из '+IntToStr(MS.Size)+' байт';
end;

На событие OnClientRead, компонента TServerSocket, впишите следующий код:

procedure TForm1.ServerSocket1ClientRead(Sender: TObject;
  Socket: TCustomWinSocket);
begin
  if Socket.ReceiveText = 'end' then // Если клиент принял файл, то...
  begin
    StatusBar1.SimpleText := 'Клиент принял файл';
    MS.Free; // Убиваем буфер
  end;
end;

Это нужно для того, чтоб сервер убил буфер, только после того, как клиент примет файл. Если убить буфер, сразу после передачи файла, то клиент не успеет принять весь файл ! Как только клиент примет файл, он пошлёт серверу команду "end", что значит файл принят, и сервер убьёт буфер.

Теперь сделаем чтоб наш сервер выводил немного информации о соединении:
На событие OnClientConnect, компонента TServerSocket впишите следующий код:

procedure TForm1.ServerSocket1ClientConnect(Sender: TObject;
  Socket: TCustomWinSocket);
begin
  StatusBar1.SimpleText := 'Соединение установлено';
end;

А на событие OnClientDisconnect впишите:

procedure TForm1.ServerSocket1ClientDisconnect(Sender: TObject;
  Socket: TCustomWinSocket);
begin
  StatusBar1.SimpleText := 'Соединение не установлено';
end;

Вот сервер и готов ! Теперь перейдём к клиенту (он принимает файл) с пим возни будет побольше:

Разместите на форуму компоненты: TClientSocket, две метки TLabel, TProgressBar и TStatusBar.
Установите у компонента TClientSocket, порт (port): 1001 (как у сервера), а переменную адрес (address): 127.0.0.1 (ваш IP).
Не забудьте установить у компонента TStatusBar, переменную SimplePanel в true, чтоб было видно наш текст.
В одном TLabel'е выводится имя фала, в другой размер файла.
Должно получиться что-то похожее на это:

Объявляем переменные и оду процедуру. Запишите переменные именно в private, иначе ничего не будет работать:

...

  procedure Writing(Text: string); // Процедура записи в данных в буфер
private
  { Private declarations }
  Name: string; // Имя файла
  Size: integer; // Размер файла   
  Receive: boolean; // Режим клиента
  MS: TMemoryStream; // Буфер для файла

На событие создания формы, мы соединяемся с сервером и ждём передачи файла:

procedure TForm1.FormCreate(Sender: TObject);
begin
  ClientSocket1.Open; // Открываем сокет
  Receive := false; // Режим клиента - приём команд
end;

При завершении приложения, закрываем сокет:

procedure TForm1.FormDestroy(Sender: TObject);
begin
  ClientSocket1.Close; // Закрываем сокет
end;

Так-же как и у сервера, сделаем чтоб клиент выдавал информацию о соединении:

procedure TForm1.ClientSocket1Connect(Sender: TObject;
  Socket: TCustomWinSocket);
begin
  StatusBar1.SimpleText := 'Соединение установлено';
end;

procedure TForm1.ClientSocket1Disconnect(Sender: TObject;
  Socket: TCustomWinSocket);
begin
  StatusBar1.SimpleText := 'Соединение не установлено';
end;

Теперь нам нужно вписать код в процедуру Writing. Эта процедура нужна для того, чтоб принятые данные записывать в файл. Код процедуры:

procedure TForm1.Writing(Text: string);
begin
  if MS.Size < Size then // Если принято байт меньше размера файла, то...
    MS.Write(Text[1], Length(Text)); // Записываем в буфер
  // Выводим прогресс закачки файла
  ProgressBar1.Position := MS.Size*100 div Size;
  StatusBar1.SimpleText := 'Принято '+IntToStr(MS.Size)+' из '+IntToStr(Size);
  if MS.Size = Size then // Если файл принят, то...
  begin
    Receive := false; // Переводим клиента в нормальный режим
    MS.Position := 0; // Переводим каретку в начало буфера
    MS.SaveToFile(Name); // Сохраняем файл
    ClientSocket1.Socket.SendText('end'); // Посылаем команду "end", то есть файл принят
    MS.Free; // Убиваем буфер
    StatusBar1.SimpleText := 'Файл принят';
  end;
end;

Теперь на событие OnClientRead компонента TClientSocket, впишите следующий код:

procedure TForm1.ClientSocket1Read(Sender: TObject;
  Socket: TCustomWinSocket);
var
  Rtext: string; // Принятый текст
begin
  Rtext := Socket.ReceiveText;
  if Receive then // Если клиент в режиме приёма файла, то...
    Writing(RText) // Записываем данные в буфер
  else // Если клиент не в режиме приёма файла, то...
  begin
    if Copy(Rtext, 0, Pos('#', Rtext) -1) = 'file' then // Если это файл, то...
    begin
      MS := TMemoryStream.Create; // Создаём буфер для файла
      Delete(Rtext, 1, Pos('#', Rtext)); // Определяем имя файла
      Name := Copy(Rtext, 0, Pos('#', Rtext) -1); // Определяем имя файла
      Delete(Rtext, 1, Pos('#', Rtext)); // Определяем размер файла
      Size := StrToInt(Copy(Rtext, 0, Pos('#', Rtext) -1)); // Определяем размер файла
      Delete(Rtext, 1, Pos('#', Rtext)); // Удаляем последний разделитель
      Label1.Caption := 'Размер файла: '+IntToStr(Size)+' байт'; // Выводим размер файла
      Label2.Caption := 'Имя файла: '+Name; // Выводим имя файла
      Receive := true; // Переводим сервер в режим приёма файла
      Writing(RText); // Записываем данные в буфер
    end;
  end;
end;

Таким образом, если файл большой, и событие OnClientRead будет вызываться ни один раз, а несколько, то если клиент в режиме приёма файла, он будет записывать данные в буфер, если же нет, то клиент определит принятую команду, и если это файл, то перейдёт в режим приёма файла. Если вы чего-то не поняли, то прочитайте код программы, я там не зря всё раскоментировал :-)

Ну вот и всё...
Клиент и сервер - готовы ! Сначала запустите сервер, а за тем клиента и попробуйте передать файлы, размером в несколько мегабайт :-) Я без проблем пересылал по сети файлы размером 10-12 Мб.

Удачи в программировании !



Опубликовал admin
15 Июн, Воскресенье 2003г.



Программирование для чайников.