Пишем правильные диалоги

<!DOCTYPE HTML PUBLIC "-//W3C//DTD HTML 4.0 Transitional//EN"> <!-- saved from url=(0050)http://delphi.vitpc.com/helloworld/rightdialog.htm --> Пишем правильные диалоги | К О Р О Л Е В С Т В О   Дельфи | Виртуальный клуб программистов <!--begin of Top100-->

Пишем правильные диалоги

Источник - Королевство Делфи http://www.delphikingdom.com

Очень часто возникает необходимость вызвать модальное окно с полем ввода, значение которого нужно использовать в главной форме как вы обычно это делаете?
Раньше я делал так:

  begin
    somedialog:=Tsomedialog.Create;
    if somedialog.ShowModal = MrOk then
    begin
      lable1.Caption:=somedialog.edit1.text;
    end;
  end;

и... был 3 раза не прав.
  • Во первых, я не выгружал форму somedialog после использования из памяти.
  • Во вторых, я напрямую обращался к полям класса Tsomedialog, что крайне не желательно.
  • А в третьих, моя главная форма знала о существовании контрола edit1 чего тоже не должно быть.

Объясню с практической точки зрения почему я был не прав.

Предположим у нас на модальной форме 10 контролов, значения которых мы должны использовать. Значит нам придется 10 раз ссылаться на эти контролы из других форм:

   begin
      lable1.Caption:=somedialog.edit1.text;
      lable2.Caption:=somedialog.edit2.text;
      ...
      lable10.Caption:=somedialog.edit10.text;
  end; 

К тому же данное окно будет вызываться допустим из 5 модулей...

А теперь представьте себе, что вы что-то изменили в этом диалоговом окне, например, у вас возникла необходимость дать нормальные названия всем контролам (типа edtName,edtLastname).

Сколько Вам придется всего переделывать. Кроме того вероятно что данный диалоговый модуль придется использовать в другом проекте - та же самая история.

Какой же выход?
Создадим скелет нашего будущего диалога:

unit dialog;
interface
uses
..;
type
  TMyDlg = class(TForm)
  private
    { Private declarations }
  public
    { Public declarations }
  end;

var
  MyDlg: TMyDlg;

implementation
uses ...;

{$R *.DFM}

function TMyDlg.Execute: boolean;
begin
  if ShowModal = mrOk then begin
    result := true;
  end else begin
    result := false;
  end;
end;

end;

Вызывать наш диалог будем следующим образом:

with TMyDlg.Create(nil) do
try
  if execute then
    ...
begin
  end;
finally
  free;
end;

Такая конструкция дает нам гарантию того что после того как наш модуль отработал он будет выгружен из памяти. А использование оператора with избавляет нас от необходимости написания префикса.

Кроме того функцию execute в дальнейшем можно значительно расширить. Что дает нам большую гибкость в отличии от if ShowModal = MrOk then: Теперь представим что в данном диалоге находится TEdit, значение которого нам нужно передать в главную форму. Как это cделать правильно?

Есть два пути, один из них написать функцию, которая возвращает значение:

type
  TMyDlg = class(TForm)
  Edit1: TEdit;
  private
    { Private declarations }
  public
    { Public declarations }
    function getEditValue: string;
  end;
  ...
implementation

{$R *.DFM}

function TMyDlg.getEditValue: string;
begin
  result=Edit1.text;
end;

вот и все, теперь вызывающая процедура будет выглядеть следующим образом:

with TMyDlg.Create(nil) do
try
  if execute then
    lable1.caption:= getEditValue;
begin
  end;
finally
  free;
end;

Естественно что для каждого контрола придется написать свою функцию. В случае если нам необходимо произвести какие нибуть проверки вводимых значений или другие операции мы просто изменим функцию getEditValue не трогая другие модули.

Другим методом передачи параметров являются свойства (property), данный метод является продолжением предыдущего метода.
Рассмотрим другой пример:

type
  TMyDlg = class(TForm)
  Edit1: TEdit;
  Edit2: TEdit;
  procedure Edit1Change(Sender: TObject);
  procedure Edit2Change(Sender: TObject);
  private
    { Private declarations }
    FValue1: String;
    FValue2: String;

    procedure getValue1;
    procedure getValue2;
  public
    { Public declarations }
    property value1: string read FValue1;
    property value2: string read FValue2;
  end;
  ...
implementation

{$R *.DFM}

procedure TMyDlg.getValue1;
begin
  if Edit1.text <> '' then
    FValue1 := Edit1.text;
end;

procedure TMyDlg.getValue2;
begin
  if Edit2.text <> '' then
    FValue2 := Edit2.text;
end;

procedure TMyDlg.Edit1Change(Sender: TObject);
begin
  getValue1;
end;

procedure TMyDlg.Edit2Change(Sender: TObject);
begin
  getValue2;
end;

Хоть нам и придется попотеть, описывая свойство для каждого контрола, зато в дальнейшем мы избавляемся от массы головных болей:

with TMyDlg.Create(nil) do
try
  if execute then
  begin
     lable1.caption:= Value1;
     lable2.caption:= Value2;
  end;
finally
  free;
end;

Только не забудьте дать человеческие названия свойствам и описать их :)
Теперь данный модуль можно использовать где угодно, не заботясь о его внутренней структуре!



Опубликовал admin
16 Июн, Понедельник 2003г.



Программирование для чайников.