Контрольный список интерфейса ПО

Александр Белышкин

Использование контрольных списков является эффективным и экономичным средством повышения качества программных продуктов. Их можно использовать и для повышения качества интерфейсов.

Введение

Использование контрольных списков является эффективным и экономичным средством повышения уровня качества программных продуктов. Их использование, применительно к интерфейсу, не требует выполнения дорогостоящих процедур юзабилити-тестирования, достаточно большое количество контрольных списков по интерфейсу можно найти в интернете в свободном доступе.

Естественно, что в каждом конкретном случае необходимо разрабатывать свой собственный контрольный список, поскольку он должен учитывать специфику разрабатываемого программного средства и возможности средств разработки. Поэтому настоящий контрольный список является скорее шаблоном, в котором представлены основные разделы (тем более, что в нем не проставлены баллы для каждого пункта). Тем не менее, для компаний, в которых проверка на эргономичность и единообразие не выполняется вовсе, использование даже такого списка может стать серьезным подспорьем для повышения эргономических характеристик интерфейса ПО.

  1. Окна
      1. При проектировании было учтено, при каком разрешении, а так же размере монитора и шрифтов будут работать пользователи.
    1. Заголовки
      1. Заголовки короткие и адекватные содержимому окна.
      2. Заголовки соответствуют названиям элементов, при помощи которых окна были вызваны.
      3. Если окно вызывается элементом, не имеющим явного названия, в заголовке окна отражается название экранной формы.
    2. Дизайн окна
      1. Тип окна (модальное, немодальное, возможность минимизации/максимизации) был выбран осознанно, в соответствии с задачами пользователей.
      2. Управляющие и информационные элементы расположены достаточно далеко друг от друга (не менее 7 DLU).
      3. Информация в окне адекватно сгруппирована (связанные элементы объединены в группы).
      4. Кнопки находятся в секции, на которую они оказывают непосредственное воздействие. Терминационные кнопки (управляющие окном) расположены либо снизу в ряд либо справа в колонку.
      5. Переход от элемента к элементу внутри окна, осуществляется сверху вниз слева направо.
    3. Диалоговые окна
      1. В диалоговых окнах отсутствуют меню или инструментальные панели.
      2. Диалоговые окна открываются не в центре экрана, а в центре текущего действия пользователя.
  2. Меню
    1. Пункты главного меню
      1. Пункты меню имеют адекватные названия.
      2. Первая буква в названии пунктов заглавная.
      3. Все пункты первого уровня активизируют выпадающее меню.
      4. Каждому пункту меню назначены общепринятые горячие клавиши (выделены подчеркиванием).
    2. Раскрывающиеся меню и элементы основного меню второго уровня
      1. Все элементы начинаются с заглавной буквы.
      2. Если в меню используются пиктограммы, они расположены слева от названия пункта меню.
      3. Все списки содержат более одного элемента.
      4. Высота меню не превышает размер экрана (меню не нужно прокручивать).
      5. Пункты меню адекватно сгруппированы. Осмысленно использованы разделители в меню.
      6. Пункты меню расположены в порядке связанности выполняемых функций, частоте использования, важности.
      7. Используются не более двух подуровней меню.
      8. Каждый пункт меню имеет соответствующую горячую клавишу.
      9. Название пункта меню соответствует названию вызываемого окна.
      10. Пункты меню, открывающие диалоговые окна, обозначены в конце многоточием (…).
      11. Недоступные пункты меню обозначены серым цветом шрифта.
    3. Всплывающие меню
      1. Каждому пункту всплывающего меню соответствует аналогичный пункт в основном меню.
  3. Инструментальные панели
      1. Каждому элементу инструментальной панели соответствует всплывающая подсказка.
      2. Элементы упорядочены и сгруппированы в соответствии с задачами пользователей.
      3. Для стандартных действий используются общепринятые графические элементы.
  4. Управляющие элементы
    1. Переключатели (Check boxes)
      1. В одном окне используется не более 10 переключателей.
      2. Переключатели сгруппированы и каждой группе присвоено название.
      3. Внутри группы переключатели расположены строго вертикально.
      4. Переключатели не применяются для частого, оперативного использования.
      5. В названиях используется только позитивная, утвердительная форма.
    2. Командные кнопки
      1. Кнопки имеют краткие и ясные названия.
      2. В каждом диалоге используется не более 6 кнопок.
      3. Кнопки, выполняющие в разных диалогах идентичные функции, имеют одинаковые названия.
      4. Типовые кнопки имеют общепринятые названия и общепринятые горячие клавиши.
      5. Кнопки, вызывающие продолжение диалога в вложенных формах, обозначены многоточием (…).
      6. Недоступные кнопки имеют соответствующие атрибуты (серый цвет шрифта и т.п.).
      7. Опасные для пользователя кнопки не являются кнопками по умолчанию
    3. Редактируемые поля со списком (Сombo Box)
      1. Имеют функцию авто-выбора.
    4. Раскрывающиеся списки
      1. Высота выводимого на экран списка ограничена 3-8 элементами.
      2. Если список содержит более 50 элементов, используется фильтр или режим поиска.
      3. Если все элементы не умещаются в одном фрагменте списка, автоматически появляется полоса прокрутки.
    5. Группы элементов
      1. Каждая группа имеет осмысленное название, помимо рамки отделена от других групп и элементов свободным пространством.
    6. Подписи (Labels)
      1. Все элементы имеют подписи.
      2. Учтена возможность увеличения (уменьшения) длины подписей при использовании large fonts (small fonts).
      3. Подписи выровнены по левому краю поля (если они находятся над полем).
      4. Подписи расположены по середине высоты поля (если название находится с боку).
      5. Если элемент недоступен, подпись отображается серым шрифтом.
    7. Списки
      1. Если список содержит более 50 элементов, используется фильтр или режим поиска.
      2. Высота ограничена 3-8 элементами.
      3. Если все элементы не умещаются, автоматически появляется полоса прокрутки.
    8. Кнопки выбора (Option Buttons или Radio Buttons)
      1. В одной группе используется не более 6 кнопок.
      2. В пределах группы кнопки расположены по вертикали.
      3. Нет состояния, когда ни одна кнопка не выбрана.
      4. Последовательность расположения кнопок в группе учитывает частоту использования.
    9. Вкладки (Tabs)
      1. Названия вкладок выровнены по центру.
      2. Каждой вкладке присвоено осмысленное название.
      3. Количество рядов закладок не превышает двух.
      4. Все связанные между собой данные находятся внутри одной закладки.
      5. Кнопки, относящиеся ко всему блоку закладок, расположены за пределами блока закладок.
    10. Текстовые поля ввода (Text Box or Edit Field)
      1. Для недоступных полей используются серый цвет (название, текст и фон поля).
      2. Высота всех текстовых полей в окне одинакова.
      3. Содержимое полей выровнено по левому краю, за исключением полей с числовыми значением (напр., для вывода денежных сумм).
      4. Длина поля не меньше длины вводимых в него данных.
      5. Если в поле вводится численное значение границы диапазона выводятся во всплывающей подсказке.
    11. Порядок табуляции фокуса ввода
      1. При открытии окна фокус попадает на элемент внутри окна.
      2. Схема табуляции соответствует очередности заполнения полей (слева направо, сверху вниз).
      3. Командные кнопки включены в табуляцию.
      4. Невидимые и недоступные элементы исключены из схемы табуляции.
    12. Пиктограммы
      1. Направление теней во всех пиктограммах одинаково: слева сверху.
  5. Взаимодействие с пользователем
      1. Система, завершив какую-либо длительную операцию, пищит через встроенный динамик компьютера.
      2. Цифры, предназначенные для сравнения либо для копирования в буфер обмена, выводятся непропорциональным шрифтом.


    Опубликовал admin
    25 Июн, Пятница 2004г.



    Программирование для чайников.